Вход



Обзоры саундтреков - Аватар. Полный обзор: фильм и саундтрек
Аватар

Джеймс Кэмерон сделал для себя привычкой быть новатором. Создаёт ли он планету, заполненную свирепыми ксеноморфами в «Aliens» («Чужие»), либо экспериментирует с жидким металлом в «Terminator II» («Терминатор 2»), или делает реалистичным отдых на тонущем корабле Титаник, для канадского режиссера всегда на первом плане передовые кинематографические технологии, совмещая творчество и технологичность насколько это возможно. Его последний фильм «Аватар» продолжает эту тенденцию. С предполагаемым бюджетом в 320 млн. долларов, этот фильм стал самым дорогим, который когда-либо был снят и, похоже, стал также одним из самых кассовых фильмов всех времен.

Сюжет фильма обманчиво прост. В будущем, когда природные ресурсы Земли будут полностью исчерпаны и на планете станет почти невозможно жить, ученые неожиданно находят далекую планету Пандора, которая богата редкими минералами, которые могут пополнить атмосферу Земли и спасти человечество. Проблема состоит в том, что Пандора населена расой 10-футовых, гуманоидов с голубой кожей, называемых На'ви, которые с подозрением относятся к чужестранцам, прилетевшим на их богатую и великолепную планету для добычи ресурсов. Движимые необходимостью проникнуть в общество На'ви, военные лидеры Земли разработали технологию, которая позволяет людям контролировать генетически созданные гибридные тела На'ви, называемых «аватарами». Джейк Салли (Сэм Уортингтон), бывший морской пехотинец, парализованный ниже пояса после ранения в бою, был завербован на службу в секретную программу, которая пообещала ему, что он научится ходить с помощью аватара. Однажды на Пандоре, получив приказ разузнать как можно больше о На'ви до начала полномасштабного вторжения, Джейк неожиданно для себя ассимилируется в их культуре. Однако вместо того, чтобы вступить в схватку с дикой, примитивной расой, Джейк влюбляется в На'ви, в их простую жизнь, в их близость к природе, и в Нейтири (Зои Салдана), принцессу-воина На'ви. Вскоре Джейк начинает разрываться между своим военным долгом и миссией, и его новоявленным уважением среди миролюбивых чужаков.

Несмотря на то, что некоторые «нехорошие» блоггеры окрестили этот фильм «Dances With Smurfs» («Танцы со Смурфами»), «Аватар», тем не менее, является сочетанием экологической осведомленности и полномасштабного кинематографического действия, который разделяет концептуальные идеи как с «Dances With Wolves» («Танцы с волками»), так и с «Starship Troopers» («Звездный десант») (хотя он и не такой откровенно сатирический как классическая новелла Роберта Хайнлайна). Фильм проводит тематические параллели с европейской колонизацией Америки и последующим стиранием истинной Американской культуры и просит зрителей пересмотреть свои предубеждения.

Кэмерон Хорнер

Для написания музыки к фильму «Аватар», Кэмерон еще раз обратился к Джеймсу Хорнеру, с которым он уже работал над фильмом «Титаник», за который он получил его первого (и единственного на данный момент) Оскара за Лучшую песню. Одним из условий, которых Кэмерон поставил перед Хорнером было то, что он не должен был работать ни над каким-либо другим фильмом до окончания съемок «Аватара». По правде говоря, это был первый саундтрек Хорнера после «Мальчика в полосатой пижаме», который был завершен весной 2008 года. На протяжении необычайно длительного периода в 18 месяцев, в течении которого писалась музыка, Хорнер тесно сотрудничал с музыкальным дизайнером Кристофером Бойсом, для разработки языка На'ви, который Хорнер использовал в хоровой части его песни. Он также потратил много времени на создание уникальной музыкальной «звуковой палитры», чтобы представить культуру На'ви, черпая вдохновение из всего, начиная с древних финских духовых инструментов и заканчивая индонезийской музыкой гамеланских оркестров, а также изобрел новые ударные инструменты «с нуля», пытаясь показать визуальную «биолюминесценцию» Пандоры посредством музыки.

Первое, о чем скажут недоброжелатели, это тот факт, что в сотый раз Хорнер ссылается на отрывки из своих ранних работ. Основной темой звучит музыка из фильма «Четыре пера». Некоторые из ударных и вокальных партий звучат наподобие африканской музыки из фильма «Могучий Джо Янг». Некоторые моменты схожи с фрагментами саундтрека из фильма «Троя». Некоторые вокальные работы напомнят вам «Апокалипсис». Звук синтезатора схож с тем, который был использован в «Титанике», и одна из романтических тем похожа на тему Розы из той же песни. В другом месте есть ссылки на песни из фильмов «Where the River Runs Black» («Там, где река становится черной») и «Thunderheart» («Громовое сердце»), особенно в некоторых интерпретациях деревянных духовых инструментов и электронных ритмических элементов. Практически первое, что вы услышите в альбоме в течение первых 60 секунд после первой реплики, это четырехнотный «опасный» мотив, который повторялся тысячи и тысячи раз на протяжении всей карьеры композитора. Если после 25 лет, вы все еще не смирились с этим аспектом музыкальной личности Хорнера и это до сих пор беспокоит вас, то не покупайте диск, за исключением того, что вам нравится покупать музыку, которая возмутит вас, после чего вы пойдете жаловаться на форумах. Время забыть про этот аспект творчества Хорнера, и вместо этого оценить его поразительно драматический потенциал, его безграничное увлечение искусством и его мастерское управление оркестром.

На'ви

Большая часть из первой половины песни связана с постановкой места действия, и придает На'ви и их культуре музыкальную индивидуальность. Родственная перкуссия, этнические духовые инструменты, бессловесный вокал с придыханием и коренное американское пение на языке На'ви в исполнении Дреа Пресли и Марка Эдварда Смита начинаются с реплики: "You Don't Dream In Cryo..." («Ты не видишь снов в криогенной камере…»). Несложно заметить явный стиль написания в первых репликах, что является необычным для композиций Хорнера; вместо этого речь заходит об абстрактных особенностях художественной техники и о придании объемности ударным инструментам, и при замечательной поддержке оркестра синтезаторами, которые вместе создают как дружелюбное, так и враждебное настроение. Через несколько минут необычно нарастающего пиццикато, тема "Jake Enters His Avatar World" («Джейк входит в мир Аватаров») подтверждается нетронутым, почти первобытным звуком, с придыханием при вокальном исполнении и в амазонском стиле духовых вибраций, после чего следует явный намек на опасность, посредством использования хорошо известного у Хорнера «грохота пианино» и некоторых хаотических перкуссий. Однако, концовка придает некое чувство всепоглощающей свободы, как будто радуясь безграничному энтузиазму Джейка и придающая ему свободу в этом новом замечательном новом мире.

"Pure Spirits of the Forest" («Непорочные духи леса») и "The Bioluminescence of the Night" («Биолюминесценция в ночи») имеют поблескивающие радужные свойства и делают прекрасным использование длинных куплетов, подкрепленных успокаивающими синтезаторами и зачастую смешиваясь с родственными ритмами, вокалом и жуткими звуками духовых инструментов, придающими нехарактерного мистицизма. Эта музыка придает чувство спокойствия и мира; это такой тип музыки, которая вызывает в воображении образы звездного ночного неба сквозь верхушки деревьев или духовного общения с природой. Однако, даже здесь, в темноте, все еще кроется опасность, о чем свидетельствуют резкие вставки медных духовых инструментов и гортанный звук, который звучит к концу темы «Непорочные духи леса».

Впервые в саундтреке, ближе к середине, встречается повторяющаяся тема "Becoming One of the People; Becoming One With Neytiri" («Стать одним из людей; Единение с Нейтири»). Эта тема, которая полностью скопирована из фильма «Четыре пера», и является краеугольным камнем основного содержания песни, развивая роман между Джейком и Нейтири. Веселый ритм мелодии и страсть, с которой она была написана, очевидна и весьма уместна. К концу "Единения с Нейтири" появляется возвышенная романтическая последовательность струнных инструментов, пианино и выразительных духовых Тони Хинигана, которые будоражат память воспоминаниями из романса «William/Murron» («Вильям/Муррон») из «Храброго сердца» и романса «Джек/Роза» из «Титаника». Остальная часть песни, а именно "Climbing Up Iknimaya - The Path to Heaven" («Восхождение на Икнимайу – Путь в рай») и "Jake's First Flight" («Первый полет Джейка»), является открытым торжеством культуры На'ви, с ясными и радостными мотивами, подчеркнутыми всеми видами перкуссий и теплым, почти детским вокалом. Несмотря на некоторое сходство с «Children of Dune» («Детьми дюны») Брайана Тайлера, эта музыка отражает суть На'ви и их уважительные симбиотические отношения со своим миром. Стоит отметить, что в «Первом полете Джейка», Хорнер ловко переделал вариацию темы «Полковника Шоу» из фильма «Слава» 1989 года, в настоящий праздник, чем сделал ее просто великолепной.

Пандора

Дела принимают угрожающий характер в "Scorched Earth" («Выжженная земля»), знаменуя приход людей на Пандору. С этого момента, музыка Хорнера возвращается к более знакомой оркестровой палитре, но становится более жесткой, приобретает милитаристские тона, значительно увеличивая уровень духовых инструментов и повышая уровни диссонанса. Некоторые из духовых трелей в "Выжженной земле" оживляют воспоминания о безжалостной музыке «Nockmaar» («Нокмаар») из «Willow» («Уиллоу»); металлические взрывные удары и громовые остинато в "Quaritch" («Куорич») являются визитными карточками Хорнера, а хоровая часть в напряженной части "The Destruction of Hometree" («Уничтожение Дерева-Дома») является наилучшей после фильма «Enemy at the Gates» («Враг у ворот»). Хорнер утверждает, что во всех этих треках использовал вокал На'ви для наложения иностранных песен поверх музыки, часто синхронно с ритмом, а иногда в качестве сокрушительного оркестрового контрапункта, и всегда с грандиозным эффектом. Столь же сокрушительно, как и неутешительно вокальное выступление в теме "Shutting Down Grace's Lab" («Выключение лаборатории Грейс»), которая напоминает печальные стенания из фильма «Четыре пера», что придает некую трагичность.

Война

Завершает саундтрек 15-минутная эпическая тема, содержащая "Gathering All the Na'vi Clans for Battle" («Сбор всех На’ви для битвы») и "War" («Война»). Она состоит из задумчивого соло на скрипке и благородного исполнения главной темы, создавая момент затишья перед бурей. Неустанное задание ритмов, много этнического вокала, и масштабные основные действия, предназначенные для создания некой цели, в конечном счете уступят место громовым звукам битвы, добавив ко всему прочему перкуссию и героические и воинственные крики На'ви. Развиваясь, финальная тема приносит с собой некоторый пульсирующий электронный подтекст, похожий на то, как если бы стойкие, механические силы человечества покрылись ржавчиной под более земными звуками На’ви. Когда фрагмент достигает своего заключительного момента, Хорнер начинает интерполировать воодушевляющие фрагменты основной темы в действующий материал, до завершения припева, который исполняет соло на скрипке.

Несмотря на вышесказанное и осознание всех причин, почему Хорнер написал эту песню именно в таком ключе, одного недостает «Аватару» – и это то, что мешает ему получить действительно самые высокие оценки – это его продолжительная запоминаемость. Несмотря на то, что на протяжении всего саундтрека встречаются буквально десятки прекрасных моментов, сумма этих фрагментов никогда не добавит классики фильму «Аватар» каким он хочет казаться. Основная тема, несомненно, привлекательна, но недостаточно хорошо запоминается, чтобы сравнятся со стандартами Хорнера.

Этнический вокал, безусловно, является эффектным, но никак не инновационным или новаторским, чего можно было ожидать от Хорнера за 18-месячный период исследований. Действующий материал, конечно, впечатляет и его запомнят как самую сильную часть саундтрека, но нужно что-то большее, чем воодушевляющее действие для создания сбалансированного и серьезного альбом. И если уж говорить о создании серьезного и сбалансированного альбома, то слушатели скорее всего захотят пропустить совершенно ужасную песню "I See You" («Я вижу тебя») в исполнении британской R&B певицы и победительницы музыкального реалити-шоу Леоны Льюис. Это переделанная, переработанная чудовищность с банальным текстом и необъяснимым внутренним темпом, которая, несмотря на свою связь с главной темой, полностью теряет свою сущность в качестве романтической баллады. Она явно предназначена для создания эйфории, как и песня Селин Дион - «My Heart Will Go On» («Моё сердце биться не перестанет»), однако значительно ей уступая.

У «Аватара» серьезный саундтрек. Хорнера нельзя упрекнуть в отсутствии драматической чувствительности, но стоит по достоинству оценить его господство над инструментальной палитрой, которая имеется у него в распоряжении. Хотя витающая в воздухе фамильярность дает повод его критикам для очередного поднятия избитой темы «самоплагиатства», это не должно убедить поклонников творчества Хорнера начать поиски признаков этого, так как все еще есть довольно много позитивных произведений, которыми можно любоваться, и они значительно перевешивают негативные. Однако, возможно неизбежен тот факт, что песня не доживет до релиза из-за шумихи, которая была организована вокруг нее. Это не лучшая песня 2009 года – она даже не входит в пятерку первых – и уж точно не войдет в историю как квинтэссенция творчества Хорнера, однако в фильме она добилась огромного успеха.

Дата: 25.03.2010
Комментарии:
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Наши Баннеры

Ooster саундтреки
Выбрать баннер